Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Источник фото: пор­тал «Образование и Православие»

С 1 сен­тяб­ря 2012 года во всех обще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ни­ях России более мил­ли­о­на уча­щих­ся 4‑х клас­сов нача­ли изу­чать курс «Основы рели­ги­оз­ных куль­тур и свет­ской эти­ки». В рам­ках дан­но­го учеб­но­го пред­ме­та по выбо­ру обу­ча­ю­щих­ся или по выбо­ру их роди­те­лей (закон­ных пред­ста­ви­те­лей) изу­ча­ют­ся осно­вы пра­во­слав­ной куль­ту­ры, осно­вы ислам­ской куль­ту­ры, осно­вы буд­дий­ской куль­ту­ры, осно­вы иудей­ской куль­ту­ры, осно­вы миро­вых рели­ги­оз­ных куль­тур, осно­вы свет­ской эти­ки.

С 1 сен­тяб­ря 2012–2013 учеб­но­го года курс «Основы рели­ги­оз­ных куль­тур и свет­ской эти­ки» вклю­чен в обя­за­тель­ную часть обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы 4‑го клас­са началь­ной шко­лы в объ­е­ме 35 часов (1 час в неде­лю) в тече­ние все­го учеб­но­го года. Предусмотрено уве­ли­че­ние коли­че­ства учеб­ных часов на изу­че­ние учеб­ных пред­ме­тов феде­раль­но­го ком­по­нен­та госу­дар­ствен­но­го стан­дар­та обще­го обра­зо­ва­ния за счет реги­о­наль­но­го ком­по­нен­та, отво­ди­мо­го на осво­е­ние основ­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грамм обще­го обра­зо­ва­ния.

Изучение Основ рели­ги­оз­ных куль­тур и свет­ской эти­ки направ­ле­но на дости­же­ние сле­ду­ю­щих целей:

  • раз­ви­тие пред­став­ле­ний о зна­че­нии нрав­ствен­ных норм и цен­но­стей для достой­ной жиз­ни лич­но­сти, семьи, обще­ства; фор­ми­ро­ва­ние готов­но­сти к нрав­ствен­но­му само­со­вер­шен­ство­ва­нию, духов­но­му само­раз­ви­тию;
  • зна­ком­ство с основ­ны­ми нор­ма­ми свет­ской и рели­ги­оз­ной мора­ли, пони­ма­ние их зна­че­ния в выстра­и­ва­нии кон­струк­тив­ных отно­ше­ний в семье и обще­стве; фор­ми­ро­ва­ние пер­во­на­чаль­ных пред­став­ле­ний о свет­ской эти­ке, о тра­ди­ци­он­ных рели­ги­ях, их роли в куль­ту­ре, исто­рии и совре­мен­но­сти России; об исто­ри­че­ской роли тра­ди­ци­он­ных рели­гий в ста­нов­ле­нии рос­сий­ской госу­дар­ствен­но­сти; осо­зна­ние цен­но­сти чело­ве­че­ской жиз­ни;
  • вос­пи­та­ние нрав­ствен­но­сти, осно­ван­ной на сво­бо­де сове­сти и веро­ис­по­ве­да­ния, духов­ных тра­ди­ци­ях наро­дов России; ста­нов­ле­ние внут­рен­ней уста­нов­ки лич­но­сти посту­пать соглас­но сво­ей сове­сти.

Задачи учеб­но­го кур­са ОРКСЭ:

  • зна­ком­ство обу­ча­ю­щих­ся с осно­ва­ми пра­во­слав­ной, мусуль­ман­ской, буд­дий­ской, иудей­ской куль­тур, осно­ва­ми миро­вых рели­ги­оз­ных куль­тур и свет­ской эти­ки;
  • раз­ви­тие пред­став­ле­ний млад­ше­го под­рост­ка о зна­че­нии нрав­ствен­ных норм и цен­но­стей для достой­ной жиз­ни лич­но­сти, семьи, обще­ства;
  • обоб­ще­ние зна­ний, поня­тий и пред­став­ле­ний о духов­ной куль­ту­ре и мора­ли, полу­чен­ных обу­ча­ю­щи­ми­ся в началь­ной шко­ле, и фор­ми­ро­ва­ние у них цен­ност­но-смыс­ло­вых миро­воз­зрен­че­ских основ, обес­пе­чи­ва­ю­щих целост­ное вос­при­я­тие оте­че­ствен­ной исто­рии и куль­ту­ры при изу­че­нии гума­ни­тар­ных пред­ме­тов на сту­пе­ни основ­ной шко­лы;
  • раз­ви­тие спо­соб­но­стей млад­ших школь­ни­ков к обще­нию в поли­эт­ни­че­ской и мно­го­кон­фес­си­о­наль­ной сре­де на осно­ве вза­им­но­го ува­же­ния и диа­ло­га во имя обще­ствен­но­го мира и согла­сия.

При пре­по­да­ва­нии кур­са ОРКСЭ пред­по­ла­га­ет­ся без­от­ме­точ­ная систе­ма оцен­ки. Оценка резуль­та­тов обра­зо­ва­ния детей по моду­лям преду­смот­ре­на в основ­ном в рам­ках послед­не­го, завер­ша­ю­ще­го раз­де­ла кур­са, в фор­ме инди­ви­ду­аль­ных и кол­лек­тив­ных твор­че­ских работ уча­щих­ся и их обсуж­де­ния в клас­се.

Даты роди­тель­ских собра­ний:

  • 2016–2017 учеб­ный год – 22 мар­та 2017 года
  • 2017–2018 учеб­ный год – 19 мар­та 2018 года
  • 2018–2019 учеб­ный год – 4 апре­ля 2019 года

Сведения о выбо­ре моду­лей уча­щи­ми­ся 3‑х клас­сов в 2016–2017 учеб­ном году
Сведения о выбо­ре моду­лей уча­щи­ми­ся 3‑х клас­сов в 2017–2018 учеб­ном году
Сведения о выбо­ре моду­лей уча­щи­ми­ся 3‑х клас­сов в 2018–2019 учеб­ном году