
Учителя:
Бирюкова Надежда Амировна
Икаева Нина Ивановна
Даты родительских собраний:
- 2016–2017 учебный год – 22 марта 2017 года
- 2017–2018 учебный год – 19 марта 2018 года
- 2018–2019 учебный год – 4 апреля 2019 года
- 2019–2020 учебный год – 11 марта 2020 года
- 2020–2021 учебный год – 11 марта 2021 года
Сведения о выборе модулей учащимися 3‑х классов в 2016–2017 учебном году
Сведения о выборе модулей учащимися 3‑х классов в 2017–2018 учебном году
Сведения о выборе модулей учащимися 3‑х классов в 2018–2019 учебном году
Сведения о выборе модулей учащимися 3‑х классов в 2019–2020 учебном году
Сведения о выборе модулей учащимися 3‑х классов в 2020–2021 учебном году
Памятка для родителей (законных представителей) обучающихся начальной общеобразовательной школы по выбору предмета (модуля) комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
1. Предисловие
Уважаемые родители!
Вам предстоит сделать выбор одного из учебных предметов (модулей) комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) для изучения его вашим ребенком в 4 классе.
Для российских школьников этот учебный курс стал обязательным с 2012–2013 учебного года. В учебный процесс этот курс был введён с целью совершенствования воспитательной задачи образования и преодоления асоциальных явлений в жизни детей и молодёжи.
«Современный национальный воспитательный идеал высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа». Гак гласит «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников», являющаяся составной частью Федеральных государственных образовательных стандартов.
На достижение этого идеала направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Учебный курс ОРКСЭ называется комплексным, потому что состоит из шести предметов (модулей):
- основы православной культуры,
- основы исламской культуры,
- основы иудейской культуры,
- основы буддийской культуры,
- основы светской этики,
- основы мировых религиозных культур.
Содержание комплексного учебного курса ОРКСЭ носит светский (гражданский) характер—у всех модулей единая методологическая и методическая основа.
Для России традиционными являются четыре религиозные традиции: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Каждая из них внесла свой вклад в формирование культурного облика народов, входящих в состав России. Причем, «православие имеет особую роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры», как гласит Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (№ 125-ФЗ).
Граждане, считающие себя нерелигиозными, с уважением относятся к своим религиозным согражданам. Недаром Гимн Российской Федерации начинается словами «Россия – священная наша держава». В этом же Гимне Россия, являющаяся светским государством, прославляется как «хранимая Богом родная земля».
Все модули имеют общую стержневую идею: любовь к Родине—России, единство Российского государства, межнациональное согласие, межконфессиональный мир и сотрудничество всех граждан России ради общего блага. Каждый модуль начинается уроком «Россия—наша Родина».
Любой выбранный родителями (законными представителями) модуль позволяет дать младшим школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культур, предоставляет возможность обсуждать вопросы нравственного характера с опорой на те культурные особенности исторического наследия России, которые для них представляют наибольшее значение.
Учебники для младших школьников по ОРКСЭ включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, они нацелены на коммуникацию обучающихся, способствуя тем самым обмену мнениями.
Курс ОРКСЭ входит в состав федерального Базисного образовательного плана, а также учебного плана школы, наряду с другими основными предметами, такими как математика, русский язык и другими.
Родители учащихся третьего класса на родительском собрании выбирают один из этих учебных предметов (модулей), который их дети будут изучать в четвёртом классе.
Комплексный учебный курс ОРКСЭ по своему содержанию имеет культурологический характер, но главная его задача заключается в усилении духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания российских школьников.
Поскольку выбор предмета (модуля) ОРКСЭ имеет важное воспитательное и мировоззренческое значение, то выбор родителей должен быть свободным, информированным и ответственным. Он должен соответствовать духовно-нравственным и культурно-историческим традициям Вашей семьи. И, самое важное, если Вы будете содействовать освоению Вашим ребенком выбранного Вами предмета из комплексного курса ОРКСЭ, то это, несомненно, будет способствовать успешному взаимодействию семьи и школы в деле духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания наших детей.
2. Воспитательные цели комплексного курса ОРКСЭ
Воспитательные цели курса ОРКСЭ:
- получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России;
- развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России;
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
- формирование у детей младшего школьного возраста мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей и традиций народов России.
3. Правовые основы и принципы изучения предметов комплексного курса ОРКСЭ?
Изучение учащимися российских школ и выбор одного из предметов комплексного учебного курса ОРКСЭ предусмотрен Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ).
Уважаемые родители!
Внимательно ознакомьтесь, пожалуйста, с нижеследующими пунктами статьи 87 этого Закона, касающимися выбора и изучения учебного предмета (модуля), входящего в комплексный курс ОРКСЭ.
Пункт 1‑й этой статьи («Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации») гласит, что учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), включенные в основные общеобразовательные программы, вводятся в систему образования «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями».
Поскольку Законом ставится цель формирования и развития личности прежде всего в соответствии с семейными ценностями, то «выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся» (п.2, ст.87, № 273-ФЗ).
Этим же Законом предусматривается, что «примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации» (п.З. ст.87,№273-Ф3).
Пункт 6 ст. 87 этого Закона гласит, что «к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации».
Знание указанных пунктов Закона «Об образовании в Российской Федерации» (пп. 1−3,6 ст. 87, № 273-ФЗ) поможет Вам выбрать предмет (модуль) ОРКСЭ, соответствующий вашему мировоззрению, а также духовно¬нравственным и культурно-историческим традициям вашей семьи.
4. Условия и порядок выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из предметов (модулей) комплексного курса ОРКСЭ
Уважаемые родители!
На родительском собрании по выбору предмета (модуля) ОРКСЭ Вам предоставляется возможность ознакомиться с целью введения в учебный процесс ОРКСЭ, с воспитательными задачами предметов (модулей), входящих в состав этого комплексного учебного курса, а также с учебными пособиями.
В начале собрания происходит информирование Вас, родителей (законных представителей) обучающихся, о Вашем праве на выбор. При этом никто не имеет права склонять Вас к какому-либо выбору под предлогами: удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, отсутствие подготовленных учителей, учебников и под другими предлогами.
Как говорилось выше, согласно п.2, ст.87 Закона «Об образовании в Российской Федерации» «выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся». Никто не имеет права и отговаривать Вас от Вашего выбора. Даже если, выбирая модуль ОРКСЭ, Вы оказались в меньшинстве, Вашему ребенку в любом случае должно быть обеспечено преподавание этого предмета.
Именно Вы, родители, имеете преимущественное право на обучение и воспитание Ваших детей. И поэтому при выборе модуля ОРКСЭ Вы можете свободно ориентироваться на культуру и традиции, принятые в Вашей семье, на желание изучать свою религиозную и (или) культурно-историческую традицию.
Если на собрании присутствует представитель централизованной религиозной организации, представляющий один из модулей ОРКСЭ, то ему предоставляется возможность сказать о содержании и задачах предмета по конкретному модулю религиозной культуры.
На родительском собрании по выбору модуля во время представления содержания конкретного модуля не допускаются критика иных модулей или мировоззренческие споры. Данное собрание—не дискуссионный клуб, то есть не место для дискуссий по мировоззренческим вопросам.
В преподавании модулей ОРКСЭ могут использоваться учебники, включенные в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
При выборе учебных пособий по основам религиозных культур должно учитываться следующее положение Закона «Об образовании в Российской Федерации»:
«Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации» (п.З. ст.87, №273-Ф3).
Следует также знать, что работа по совершенствованию учебных пособий для комплексного учебного курса ОРКСЭ продолжается.
Уважаемые родители! Вы выбираете предмет (модуль) ОРКСЭ для изучения его Вашим ребёнком в 4 классе. Впоследствии, в исключительных случаях допускается изменение Вашего выбора. В этом случае Вы должны обратиться к руководителю (директору) образовательной организации лично или с письменным заявлением. Изменение выбора должно быть оформлено новым Вашим заявлением, также должно сохраняться в образовательной организации, вместе с их первоначальным заявлением.
Преподавать ОРКСЭ могут учителя (учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам и учителя начальных классов), успешно прошедшие соответствующую подготовку.
Программа ОРКСЭ разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», и связывает в единое целое обучение и воспитание. Курс ОРКСЭ обеспечивает содержание программ воспитания, нацеленных именно на нравственное воспитание учащихся, а не только на получение ими знаний, умений и учебных навыков.
2020 год—год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Одна из важнейших задач курса ОРКСЭ—патриотическое воспитание школьников. Как уже было сказано, каждый учебный предмет (модуль) ОРКСЭ начинается с урока «Россия—наша Родина». А заканчивать учебный год рекомендуется составлением проекта, который также должен быть направлен на гражданско- патриотическое воспитание школьников.
Уважаемые родители!
Убедительно просим Вас отнестись к выбору предмета (модуля) ОРКСЭ со вниманием и ответственностью. Надеемся на то, что полноценное сотрудничество семьи и школы в деле духовно-нравственного воспитания детей принесёт свои добрые плоды.