Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Источник фото: пор­тал «Образование и Православие»

Учителя:
Бирюкова Надежда Амировна
Икаева Нина Ивановна

Даты роди­тель­ских собра­ний:

  • 2016–2017 учеб­ный год – 22 мар­та 2017 года
  • 2017–2018 учеб­ный год – 19 мар­та 2018 года
  • 2018–2019 учеб­ный год – 4 апре­ля 2019 года
  • 2019–2020 учеб­ный год – 11 мар­та 2020 года

Сведения о выбо­ре моду­лей уча­щи­ми­ся 3‑х клас­сов в 2016–2017 учеб­ном году
Сведения о выбо­ре моду­лей уча­щи­ми­ся 3‑х клас­сов в 2017–2018 учеб­ном году
Сведения о выбо­ре моду­лей уча­щи­ми­ся 3‑х клас­сов в 2018–2019 учеб­ном году
Сведения о выбо­ре моду­лей уча­щи­ми­ся 3‑х клас­сов в 2019–2020 учеб­ном году

Памятка для родителей (законных представителей) обучающихся начальной общеобразовательной школы по выбору предмета (модуля) комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

1. Предисловие

Уважаемые роди­те­ли!

Вам пред­сто­ит сде­лать выбор одно­го из учеб­ных пред­ме­тов (моду­лей) ком­плекс­но­го кур­са «Основы рели­ги­оз­ных куль­тур и свет­ской эти­ки» (ОРКСЭ) для изу­че­ния его вашим ребен­ком в 4 клас­се.

Для рос­сий­ских школь­ни­ков этот учеб­ный курс стал обя­за­тель­ным с 2012–2013 учеб­но­го года. В учеб­ный про­цесс этот курс был вве­дён с целью совер­шен­ство­ва­ния вос­пи­та­тель­ной зада­чи обра­зо­ва­ния и пре­одо­ле­ния асо­ци­аль­ных явле­ний в жиз­ни детей и моло­дё­жи.

«Современный наци­о­наль­ный вос­пи­та­тель­ный иде­ал высо­ко­нрав­ствен­ный, твор­че­ский, ком­пе­тент­ный граж­да­нин России, при­ни­ма­ю­щий судь­бу Отечества как свою лич­ную, осо­зна­ю­щей ответ­ствен­ность за насто­я­щее и буду­щее сво­ей стра­ны, уко­ре­нен­ный в духов­ных и куль­тур­ных тра­ди­ци­ях рос­сий­ско­го наро­да». Гак гла­сит «Концепции духов­но-нрав­ствен­но­го вос­пи­та­ния рос­сий­ских школь­ни­ков», явля­ю­ща­я­ся состав­ной частью Федеральных госу­дар­ствен­ных обра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов.

На дости­же­ние это­го иде­а­ла направ­ле­ны уси­лия основ­ных субъ­ек­тов наци­о­наль­ной жиз­ни: госу­дар­ства, семьи, шко­лы, поли­ти­че­ских пар­тий, рели­ги­оз­ных и обще­ствен­ных орга­ни­за­ций.

Учебный курс ОРКСЭ назы­ва­ет­ся ком­плекс­ным, пото­му что состо­ит из шести пред­ме­тов (моду­лей):

  • осно­вы пра­во­слав­ной куль­ту­ры,
  • осно­вы ислам­ской куль­ту­ры,
  • осно­вы иудей­ской куль­ту­ры,
  • осно­вы буд­дий­ской куль­ту­ры,
  • осно­вы свет­ской эти­ки,
  • осно­вы миро­вых рели­ги­оз­ных куль­тур.

Содержание ком­плекс­но­го учеб­но­го кур­са ОРКСЭ носит свет­ский (граж­дан­ский) характер—у всех моду­лей еди­ная мето­до­ло­ги­че­ская и мето­ди­че­ская осно­ва.

Для России тра­ди­ци­он­ны­ми явля­ют­ся четы­ре рели­ги­оз­ные тра­ди­ции: пра­во­сла­вие, ислам, буд­дизм и иуда­изм. Каждая из них внес­ла свой вклад в фор­ми­ро­ва­ние куль­тур­но­го обли­ка наро­дов, вхо­дя­щих в состав России. Причем, «пра­во­сла­вие име­ет осо­бую роль в исто­рии России, в ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии её духов­но­сти и куль­ту­ры», как гла­сит Закон «О сво­бо­де сове­сти и о рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ни­ях» (№ 125-ФЗ).

Граждане, счи­та­ю­щие себя нере­ли­ги­оз­ны­ми, с ува­же­ни­ем отно­сят­ся к сво­им рели­ги­оз­ным сограж­да­нам. Недаром Гимн Российской Федерации начи­на­ет­ся сло­ва­ми «Россия – свя­щен­ная наша дер­жа­ва». В этом же Гимне Россия, явля­ю­ща­я­ся свет­ским госу­дар­ством, про­слав­ля­ет­ся как «хра­ни­мая Богом род­ная зем­ля».

Все моду­ли име­ют общую стерж­не­вую идею: любовь к Родине—России, един­ство Российского госу­дар­ства, меж­на­ци­о­наль­ное согла­сие, меж­кон­фес­си­о­наль­ный мир и сотруд­ни­че­ство всех граж­дан России ради обще­го бла­га. Каждый модуль начи­на­ет­ся уро­ком «Россия—наша Родина».

Любой выбран­ный роди­те­ля­ми (закон­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми) модуль поз­во­ля­ет дать млад­шим школь­ни­кам пред­став­ле­ние о мно­го­об­ра­зии и вза­и­мо­про­ник­но­ве­нии рели­ги­оз­ной и свет­ской куль­тур, предо­став­ля­ет воз­мож­ность обсуж­дать вопро­сы нрав­ствен­но­го харак­те­ра с опо­рой на те куль­тур­ные осо­бен­но­сти исто­ри­че­ско­го насле­дия России, кото­рые для них пред­став­ля­ют наи­боль­шее зна­че­ние.

Учебники для млад­ших школь­ни­ков по ОРКСЭ вклю­ча­ют обшир­ный иллю­стра­тив­ный мате­ри­ал, в том чис­ле муль­ти­ме­дий­ные интер­ак­тив­ные мате­ри­а­лы. Учитывая воз­раст­ные осо­бен­но­сти детей млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та, они наце­ле­ны на ком­му­ни­ка­цию обу­ча­ю­щих­ся, спо­соб­ствуя тем самым обме­ну мне­ни­я­ми.

Курс ОРКСЭ вхо­дит в состав феде­раль­но­го Базисного обра­зо­ва­тель­но­го пла­на, а так­же учеб­но­го пла­на шко­лы, наря­ду с дру­ги­ми основ­ны­ми пред­ме­та­ми, таки­ми как мате­ма­ти­ка, рус­ский язык и дру­ги­ми.

Родители уча­щих­ся тре­тье­го клас­са на роди­тель­ском собра­нии выби­ра­ют один из этих учеб­ных пред­ме­тов (моду­лей), кото­рый их дети будут изу­чать в чет­вёр­том клас­се.

Комплексный учеб­ный курс ОРКСЭ по сво­е­му содер­жа­нию име­ет куль­ту­ро­ло­ги­че­ский харак­тер, но глав­ная его зада­ча заклю­ча­ет­ся в уси­ле­нии духов­но-нрав­ствен­но­го и граж­дан­ско-пат­ри­о­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния рос­сий­ских школь­ни­ков.

Поскольку выбор пред­ме­та (моду­ля) ОРКСЭ име­ет важ­ное вос­пи­та­тель­ное и миро­воз­зрен­че­ское зна­че­ние, то выбор роди­те­лей дол­жен быть сво­бод­ным, инфор­ми­ро­ван­ным и ответ­ствен­ным. Он дол­жен соот­вет­ство­вать духов­но-нрав­ствен­ным и куль­тур­но-исто­ри­че­ским тра­ди­ци­ям Вашей семьи. И, самое важ­ное, если Вы буде­те содей­ство­вать осво­е­нию Вашим ребен­ком выбран­но­го Вами пред­ме­та из ком­плекс­но­го кур­са ОРКСЭ, то это, несо­мнен­но, будет спо­соб­ство­вать успеш­но­му вза­и­мо­дей­ствию семьи и шко­лы в деле духов­но-нрав­ствен­но­го и граж­дан­ско-пат­ри­о­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния наших детей.

2. Воспитательные цели комплексного курса ОРКСЭ

Воспитательные цели кур­са ОРКСЭ:

  • полу­че­ние обу­ча­ю­щи­ми­ся зна­ний о духов­но-нрав­ствен­ной куль­ту­ре наро­дов России;
  • раз­ви­тие у школь­ни­ков пред­став­ле­ний о нрав­ствен­ных иде­а­лах и цен­но­стях рели­ги­оз­ных и свет­ских тра­ди­ций наро­дов России;
  • раз­ви­тие пред­став­ле­ний обу­ча­ю­щих­ся о зна­че­нии нрав­ствен­ных норм и цен­но­стей лич­но­сти, семьи, обще­ства;
  • фор­ми­ро­ва­ние у детей млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та моти­ва­ции к осо­знан­но­му нрав­ствен­но­му пове­де­нию, осно­ван­но­му на зна­нии и ува­же­нии духов­но-нрав­ствен­ных и граж­дан­ско-пат­ри­о­ти­че­ских цен­но­стей и тра­ди­ций наро­дов России.

3. Правовые основы и принципы изучения предметов комплексного курса ОРКСЭ?

Изучение уча­щи­ми­ся рос­сий­ских школ и выбор одно­го из пред­ме­тов ком­плекс­но­го учеб­но­го кур­са ОРКСЭ преду­смот­рен Законом «Об обра­зо­ва­нии в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ).

Уважаемые роди­те­ли!

Внимательно озна­комь­тесь, пожа­луй­ста, с ниже­сле­ду­ю­щи­ми пунк­та­ми ста­тьи 87 это­го Закона, каса­ю­щи­ми­ся выбо­ра и изу­че­ния учеб­но­го пред­ме­та (моду­ля), вхо­дя­ще­го в ком­плекс­ный курс ОРКСЭ.

Пункт 1‑й этой ста­тьи («Особенности изу­че­ния основ духов­но-нрав­ствен­ной куль­ту­ры наро­дов Российской Федерации») гла­сит, что учеб­ные пред­ме­ты, кур­сы, дис­ци­пли­ны (моду­ли), вклю­чен­ные в основ­ные обще­об­ра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы, вво­дят­ся в систе­му обра­зо­ва­ния «в целях фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия лич­но­сти в соот­вет­ствии с семей­ны­ми и обще­ствен­ны­ми духов­но-нрав­ствен­ны­ми и соци­о­куль­тур­ны­ми цен­но­стя­ми».

Поскольку Законом ста­вит­ся цель фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия лич­но­сти преж­де все­го в соот­вет­ствии с семей­ны­ми цен­но­стя­ми, то «выбор одно­го из учеб­ных пред­ме­тов, кур­сов, дис­ци­плин (моду­лей), вклю­чен­ных в основ­ные обще­об­ра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы, осу­ществ­ля­ет­ся роди­те­ля­ми (закон­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми) обу­ча­ю­щих­ся» (п.2, ст.87, № 273-ФЗ).

Этим же Законом преду­смат­ри­ва­ет­ся, что «при­мер­ные основ­ные обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы в части учеб­ных пред­ме­тов, кур­сов, дис­ци­плин (моду­лей), направ­лен­ных на полу­че­ние обу­ча­ю­щи­ми­ся зна­ний об осно­вах духов­но-нрав­ствен­ной куль­ту­ры наро­дов Российской Федерации, о нрав­ствен­ных прин­ци­пах, об исто­ри­че­ских и куль­тур­ных тра­ди­ци­ях миро­вой рели­гии (миро­вых рели­гий), про­хо­дят экс­пер­ти­зу в цен­тра­ли­зо­ван­ной рели­ги­оз­ной орга­ни­за­ции на пред­мет соот­вет­ствия их содер­жа­ния веро­уче­нию, исто­ри­че­ским и куль­тур­ным тра­ди­ци­ям этой орга­ни­за­ции» (п.З. ст.87,№273-Ф3).

Пункт 6 ст. 87 это­го Закона гла­сит, что «к учеб­но-мето­ди­че­ско­му обес­пе­че­нию учеб­ных пред­ме­тов, кур­сов, дис­ци­плин (моду­лей), направ­лен­ных на полу­че­ние обу­ча­ю­щи­ми­ся зна­ний об осно­вах духов­но-нрав­ствен­ной куль­ту­ры наро­дов Российской Федерации, о нрав­ствен­ных прин­ци­пах, об исто­ри­че­ских и куль­тур­ных тра­ди­ци­ях миро­вой рели­гии (миро­вых рели­гий), а так­же учеб­ных пред­ме­тов, кур­сов, дис­ци­плин (моду­лей) в обла­сти тео­ло­гии при­вле­ка­ют­ся соот­вет­ству­ю­щие цен­тра­ли­зо­ван­ные рели­ги­оз­ные орга­ни­за­ции».

Знание ука­зан­ных пунк­тов Закона «Об обра­зо­ва­нии в Российской Федерации» (пп. 1−3,6 ст. 87, № 273-ФЗ) помо­жет Вам выбрать пред­мет (модуль) ОРКСЭ, соот­вет­ству­ю­щий ваше­му миро­воз­зре­нию, а так­же духовно¬нравственным и куль­тур­но-исто­ри­че­ским тра­ди­ци­ям вашей семьи.

4. Условия и порядок выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из предметов (модулей) комплексного курса ОРКСЭ

Уважаемые роди­те­ли!

На роди­тель­ском собра­нии по выбо­ру пред­ме­та (моду­ля) ОРКСЭ Вам предо­став­ля­ет­ся воз­мож­ность озна­ко­мить­ся с целью вве­де­ния в учеб­ный про­цесс ОРКСЭ, с вос­пи­та­тель­ны­ми зада­ча­ми пред­ме­тов (моду­лей), вхо­дя­щих в состав это­го ком­плекс­но­го учеб­но­го кур­са, а так­же с учеб­ны­ми посо­би­я­ми.

В нача­ле собра­ния про­ис­хо­дит инфор­ми­ро­ва­ние Вас, роди­те­лей (закон­ных пред­ста­ви­те­лей) обу­ча­ю­щих­ся, о Вашем пра­ве на выбор. При этом никто не име­ет пра­ва скло­нять Вас к како­му-либо выбо­ру под пред­ло­га­ми: удоб­ство для учи­те­ля, шко­лы, клас­са, отсут­ствие воз­мож­но­стей обес­пе­чить выбор, отсут­ствие под­го­тов­лен­ных учи­те­лей, учеб­ни­ков и под дру­ги­ми пред­ло­га­ми.

Как гово­ри­лось выше, соглас­но п.2, ст.87 Закона «Об обра­зо­ва­нии в Российской Федерации» «выбор одно­го из учеб­ных пред­ме­тов, кур­сов, дис­ци­плин (моду­лей), вклю­чен­ных в основ­ные обще­об­ра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы, осу­ществ­ля­ет­ся роди­те­ля­ми (закон­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми) обу­ча­ю­щих­ся». Никто не име­ет пра­ва и отго­ва­ри­вать Вас от Вашего выбо­ра. Даже если, выби­рая модуль ОРКСЭ, Вы ока­за­лись в мень­шин­стве, Вашему ребен­ку в любом слу­чае долж­но быть обес­пе­че­но пре­по­да­ва­ние это­го пред­ме­та.

Именно Вы, роди­те­ли, име­е­те пре­иму­ще­ствен­ное пра­во на обу­че­ние и вос­пи­та­ние Ваших детей. И поэто­му при выбо­ре моду­ля ОРКСЭ Вы може­те сво­бод­но ори­ен­ти­ро­вать­ся на куль­ту­ру и тра­ди­ции, при­ня­тые в Вашей семье, на жела­ние изу­чать свою рели­ги­оз­ную и (или) куль­тур­но-исто­ри­че­скую тра­ди­цию.

Если на собра­нии при­сут­ству­ет пред­ста­ви­тель цен­тра­ли­зо­ван­ной рели­ги­оз­ной орга­ни­за­ции, пред­став­ля­ю­щий один из моду­лей ОРКСЭ, то ему предо­став­ля­ет­ся воз­мож­ность ска­зать о содер­жа­нии и зада­чах пред­ме­та по кон­крет­но­му моду­лю рели­ги­оз­ной куль­ту­ры.

На роди­тель­ском собра­нии по выбо­ру моду­ля во вре­мя пред­став­ле­ния содер­жа­ния кон­крет­но­го моду­ля не допус­ка­ют­ся кри­ти­ка иных моду­лей или миро­воз­зрен­че­ские спо­ры. Данное собрание—не дис­кус­си­он­ный клуб, то есть не место для дис­кус­сий по миро­воз­зрен­че­ским вопро­сам.

В пре­по­да­ва­нии моду­лей ОРКСЭ могут исполь­зо­вать­ся учеб­ни­ки, вклю­чен­ные в при­каз Министерства обра­зо­ва­ния и нау­ки Российской Федерации «Об утвер­жде­нии феде­раль­но­го переч­ня учеб­ни­ков, реко­мен­ду­е­мых к исполь­зо­ва­нию при реа­ли­за­ции име­ю­щих госу­дар­ствен­ную аккре­ди­та­цию обра­зо­ва­тель­ных про­грамм началь­но­го обще­го, основ­но­го обще­го, сред­не­го обще­го обра­зо­ва­ния».

При выбо­ре учеб­ных посо­бий по осно­вам рели­ги­оз­ных куль­тур долж­но учи­ты­вать­ся сле­ду­ю­щее поло­же­ние Закона «Об обра­зо­ва­нии в Российской Федерации»:

«Примерные основ­ные обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы в части учеб­ных пред­ме­тов, кур­сов, дис­ци­плин (моду­лей), направ­лен­ных на полу­че­ние обу­ча­ю­щи­ми­ся зна­ний об осно­вах духов­но-нрав­ствен­ной куль­ту­ры наро­дов Российской Федерации, о нрав­ствен­ных прин­ци­пах, об исто­ри­че­ских и куль­тур­ных тра­ди­ци­ях миро­вой рели­гии (миро­вых рели­гий), про­хо­дят экс­пер­ти­зу в цен­тра­ли­зо­ван­ной рели­ги­оз­ной орга­ни­за­ции на пред­мет соот­вет­ствия их содер­жа­ния веро­уче­нию, исто­ри­че­ским и куль­тур­ным тра­ди­ци­ям этой орга­ни­за­ции» (п.З. ст.87, №273-Ф3).

Следует так­же знать, что рабо­та по совер­шен­ство­ва­нию учеб­ных посо­бий для ком­плекс­но­го учеб­но­го кур­са ОРКСЭ про­дол­жа­ет­ся.

Уважаемые роди­те­ли! Вы выби­ра­е­те пред­мет (модуль) ОРКСЭ для изу­че­ния его Вашим ребён­ком в 4 клас­се. Впоследствии, в исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях допус­ка­ет­ся изме­не­ние Вашего выбо­ра. В этом слу­чае Вы долж­ны обра­тить­ся к руко­во­ди­те­лю (дирек­то­ру) обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ции лич­но или с пись­мен­ным заяв­ле­ни­ем. Изменение выбо­ра долж­но быть оформ­ле­но новым Вашим заяв­ле­ни­ем, так­же долж­но сохра­нять­ся в обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ции, вме­сте с их пер­во­на­чаль­ным заяв­ле­ни­ем.

Преподавать ОРКСЭ могут учи­те­ля (учи­те­ля-пред­мет­ни­ки по гума­ни­тар­ным дис­ци­пли­нам и учи­те­ля началь­ных клас­сов), успеш­но про­шед­шие соот­вет­ству­ю­щую под­го­тов­ку.

Программа ОРКСЭ раз­ра­бо­та­на в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми Федерального госу­дар­ствен­но­го обра­зо­ва­тель­но­го стан­дар­та началь­но­го обще­го обра­зо­ва­ния, «Стратегии раз­ви­тия вос­пи­та­ния в Российской Федерации на пери­од до 2025 года», и свя­зы­ва­ет в еди­ное целое обу­че­ние и вос­пи­та­ние. Курс ОРКСЭ обес­пе­чи­ва­ет содер­жа­ние про­грамм вос­пи­та­ния, наце­лен­ных имен­но на нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние уча­щих­ся, а не толь­ко на полу­че­ние ими зна­ний, уме­ний и учеб­ных навы­ков.

2020 год—год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Одна из важ­ней­ших задач кур­са ОРКСЭ—патриотическое вос­пи­та­ние школь­ни­ков. Как уже было ска­за­но, каж­дый учеб­ный пред­мет (модуль) ОРКСЭ начи­на­ет­ся с уро­ка «Россия—наша Родина». А закан­чи­вать учеб­ный год реко­мен­ду­ет­ся состав­ле­ни­ем про­ек­та, кото­рый так­же дол­жен быть направ­лен на граж­дан­ско- пат­ри­о­ти­че­ское вос­пи­та­ние школь­ни­ков.

Уважаемые роди­те­ли!

Убедительно про­сим Вас отне­стись к выбо­ру пред­ме­та (моду­ля) ОРКСЭ со вни­ма­ни­ем и ответ­ствен­но­стью. Надеемся на то, что пол­но­цен­ное сотруд­ни­че­ство семьи и шко­лы в деле духов­но-нрав­ствен­но­го вос­пи­та­ния детей при­не­сёт свои доб­рые пло­ды.